Мертвый сезон в Альпах
До самого последнего времени я был уверен, что у горных лыж и рыбалки нет, да и не может быть никаких точек соприкосновения. Разве что в известном месте на Москве-реке повыше Пулковского моста, где с одной стороны зимой на яме джигуют спиннингисты, а на крутом правом берегу - проложена трасса для горнолыжников, - там смотрим мы друг на друга и не стесняемся в едких выражениях. Что они говорят про нас - можно примерно догадаться. И мы уподобляем их Майерам и Стенмаркам, перепутавшими Куршавель с холмиком в ближайшем Подмосковье…
В Шладминг!
Так бы, наверное, все и осталось без всякого пересечения интересов, связанных с горными лыжами и рыбалкой, но среди моих знакомых нашелся человек, который сочетает в себе страсть к тому и другому. Алексей Бенюш в свободное от работы и рыбалки время катается на лыжах в австрийских Альпах. При этом, что вполне естественно, он смотрит на все окружающее глазами рыболова, а это значит, что рано или поздно ему просто обязана была прийти в голову мысль: “А что, если…”.
Короче говоря, Бенюша посетила такая вот идея: если зимой в этих краях, что называется, яблоку негде упасть - все заполонено горнолыжниками, то вот летом в Альпах - тишь и благодать - мертвый сезон; но почему бы не воспользоваться моментом и не отправиться туда летом на рыбалку?! Тем более что, как и в любом туристическом районе, в “low season” - и цены пониже, и с местами в гостиницах никаких проблем нет.
Город Шладминг - это он в Европе город. У нас - его назвали бы поселком. Здесь все жители друг друга знают, и занято большинство из них в обеспечении горнолыжного туризма. А когда узнают, что кто-то приехал к ним летом, да еще и на рыбалку, поначалу удивляются, но потом подтверждают - с рыбой в окрестных речках и озерах все в полном порядке.
Городок этот расположен в долине реки Эннс, текущей меж двумя горными кряжами. В Эннс впадают многочисленные притоки, а выше в горах находятся озера, большей частью небольшие, но очень живописные и разнообразные. И хотя внешне воды, конечно, не так много, но в горной местности по-другому и не бывает. Зато вода - идеально чистая, и рыба в ней соответствующая.
Ехать в горную часть Австрии за щукой или судаком особого смысла нет, хотя при большом желании вы имеете возможность выловить “крокодила” в обличий щуки массой за “десятку” в одном из озер. Там она, кстати, считается сорной рыбой, и ее вылов только приветствуется. Был момент, когда я даже пожалел, что не взял с собою джерк-бейтовую снасть, но все же потом расценил это позитивно - лучше не распыляться.
Основными же объектами рыбалки под Шладмингом являются два вида форели, ручьевая и радужная, а также альпийский голец, или как говорят местные - сайблинг. Собственно, это и были те рыбы, ради которых мы отправились в альпийскую республику.
Мечта форелиста.
Первых в своей жизни форелей я поймал довольно поздно - где-то в середине 90-х. Причем так получилось, что радужка и пеструшка попались мне с разницей всего лишь в несколько дней, и было легко сравнить впечатления. Разница в весе была примерно четыре к одному в пользу радужки, но по-настоящему “зацепила” именно ручьевая форель, или пеструшка.
Я, хоть и не попал сам в число тех форелевых фанатов, что ради нескольких маленьких рыбок выезжают из столицы, к примеру, в Псковскую область по схеме “ночь в поезде - день на речке - ночь в поезде”, стал относиться к таким людям с пониманием. И если вдруг появлялась возможность половить ручьевую форельку, не прилагая к тому сверхусилий, неизменно этой возможностью пользовался. Удалось таким образом “отметиться” в Прибалтике, Италии, на Кавказе и Тверской области.
Ловля же радужной форели, напротив, если и вызывала интерес, то так - постольку-поскольку. Первое время та радужная форель, которую можно было половить на платных прудах под Москвой, была уж совсем “ручная” - выращенная в маленьких садках, она была просто запрограммирована на немедленное съедение всего того, что падает в воду. Такая рыбалка если и доставляла кому удовольствие, так это “браткам”, с которыми приходилось в конце 90-х пересекаться на “плотниках”.
Однако потом и в нашей стране положение дел стало меняться, и удалось половить ту же радужку за границей. Оказалось, что ловлю этой рыбы вовсе не всегда можно сравнивать с охотой на буйвола в коровнике. Если радужная форель успевает адаптироваться к новой для нее среде обитания, она дичает и ведет себя как любая другая рыба в естественных условиях. Иными словами, становится весьма разборчивой и непостоянной в своем клеве. Что, собственно, и повышает интерес к ее ловле со стороны истинных ценителей рыбалки.
Когда мне предложили поехать за форелью в Австрию, я не колебался ни минуты - согласился сразу. И во многом именно потому, что практически вся форель, что водится в тамошних реках и озерах - дикая. Точнее, местные популяции регулярно подпитываются свежей рыбой, но делается это очень грамотно и аккуратно, поэтому ничего похожего на “эффект коровника” там нет и близко. Я знал об этом заранее, поскольку следил за соответствующей информацией. Кроме того, мне доводилось ловить во многих форелевых водоемах Северной Италии, где и условия очень похожи, и к рыбе относятся так же бережно.
Что еще обращало на себя внимание, это данные о национальных рекордах альпийских стран по двум видам форели. В Австрии, Швейцарии, Франции, Италии и Германии официально зарегистрированные рекорды и по радужке, и по пеструшке - на уровне 8-10 кг!
Вы можете себе представить ручьевую форель, весящую более полупуда? Я тут провел опрос нескольких своих знакомых форелистов - тех, что ловят пеструшку не менее 30 - 40 дней в году. Оказалось, что у большинства из них максимальное личное достижение по ручьевой форели - менее килограмма. В то, что где-то в принципе есть пеструшка массой более “трешника”, многие вообще отказываются верить. Тем не менее, приводимые в реестрах рекордов цифры полностью соответствуют действительности. В Европе гораздо более жесткие требования к оформлению таких достижений, там не достаточно прислать в Национальное общество рыболовов или редакцию журнала невнятное фото и несколько строчек комментариев…
Впрочем, к возможности поймать форель гигантских размеров следует относиться с должным пониманием. Одно дело - жить в Альпах, другое - приехать на недельку. Короче говоря, шансов “окрокодилиться” не много, но они, в отличие форелевой рыбалки в нашей стране, реально есть. И это для рыболовов-максималистов - хороший стимул.
В бурлящем потоке.
Альпийские реки не идут ни в какое сравнение с реками Валдайской возвышенности или Прибалтики, на которых привыкли ловить форелисты Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому те технико-тактические приемы, что мы используем у себя на родине, здесь едва ли применимы.
Апстрим (UpStream), классический метод пролавливания форелевой речки, возможен только на отдельных участках в самую низкую воду. В обычной же ситуации любая спиннинговая приманка, будучи заброшенной вверх по течению, уже через пару секунд оказывается у ваших ног. Впрочем, смысл апстрима ведь заключается в том, чтобы незаметно подойти сзади к стоящей головой против потока рыбе, но в данном случае в этом нет особой необходимости - в бурлящей воде, да еще и замутненной, форель не замечает рыболова, даже стоящего в нескольких метрах.
Так вышло, что мы как раз попали на высокую и весьма мутную воду, поскольку практически каждый вечер шли дожди. Это позволяло забыть о маскировке, но вносило свои коррективы в технику подачи приманки. Забросы четко под противоположный берег, очень эффективные по более спокойной воде, оказались бесполезными, как и вообще забросы в поперечном направлении. Форель в таких условиях жмется к берегам - и порядка 90% поклевок происходит максимум в полутора метрах от береговой линии. Если еще учесть, что на берегах почти повсеместно имеются плотные заросли кустов и деревьев, ловля технически сводится к очень короткому забросу в стиле питчинга (pitching), непродолжительному сплаву приманки, в качестве которой почти всегда выступает воблер, и проводке против потока.
В связи с этим вспоминается история, имевшая место на самом первом форелевом чемпионате в Италии. Тогда какому-то чину из FIPS пришло в голову “гениальное” решение - исключить любые приманки, кроме цельнометаллических. Так ведь тогда и ловили - только на блесны, и ни на что кроме. Уже к тому времени у меня сформировалось мнение, что форель в реке лучше всего ловится на воблеры, а уж если условия таковы, что забрасывать неудобно, и очень полезно бывает приманку немного подсплавить, то тем более.
На реке Эннс преимущество воблеров проявилось очень ощутимо. Более того, имел значение и выбор конкретной модели среди нескольких похожих. Так, в один из дней часа за полтора мне удалось с трудом вымучить одну форельку, я уже думал, что такова сегодня общая картина клева, но тут выяснилось, что Алексей и Дмитрий за то же время успели поймать “хвостиков” по шесть - семь каждый. Я стал анализировать, что же делаю не так, и не придумал ничего иного, как начать перебор приманок. И, что стало для меня сюрпризом, попал! Супервоблером в данном случае оказался ничем особо не примечательный фэт от Ecogear. Потом я даже специально несколько раз последовательно менял его на два очень похожих фэта, но все поклевки - только на экогировский. Понятно, что при немного другом раскладе “выстелить” может и какой-то другой воблер. Это я к тому, что форель вовсе не та рыба, что “жрет все, что ни попадя”, и отправляясь за ней, стоит иметь при себе пару десятков воблеров.
Что очень любопытно, в австрийских форелевых речках на одних и тех же их участках можно поймать оба вида форели - и ручьевую, и радужную. Но радужная - это совсем не та разжиревшая и флегматичная рыбеха, что ловится на некоторых подмосковных “аквариумах”. В этом контексте очень показательно высказывание Дмитрия Дружинина, хорошо знакомого с рыбалкой на наших “плотниках”. Он сформулировал свою мысль примерно так: “Впервые сталкиваюсь с такой радужкой, которая бросается с бешеной скоростью против потока, делает одну за другой три “свечки” и просто-таки норовит вырвать из рук спиннинг!”. И это, заметьте, при том, что весит она в пределах килограмма. Так что жизнь в горной реке накладывает очень заметный отпечаток на общий физический тонус рыбы.
Нахлыст, который “почти спиннинг”.
Я понимаю, почему нахлыстовики, мягко говоря, недолюбливают нас, спиннингистов. Спиннингом, даже с учетом всех возможных ограничений в виде количества крючков на приманке и наличия на них бородок, гораздо легче “выбить” форель на небольшой речке, чем более щадящим нахлыстом.
Поэтому на австрийских речках, как и во многих других странах, где культивируется форелевая рыбалка, если специальные участки, на которых разрешается ловить исключительно нахлыстом.
Наш австрийский гид Херман - рыболов очень разносторонний, ловит и спиннингом, и нахлыстом, и еще много чем. Когда мы в первый раз отправились на Эннс, Херман взял с собою именно нахлыстовую снасть. Но как только я увидел участок реки, на котором предстояло ловить, мне стало очень любопытно, как он будет с нею управляться, ведь река текла посреди почти сплошного частокола деревьев. Здесь даже с кольцевым забросом все очень проблематично…
Однако Херман поступил предельно просто: он просунул вершинку удилища между веток, опустил “мушку” на воду и, стравливая шнур, дал ей сплыть по течению. В этом методе нет и близко той эстетики, ради которой многие “подсаживаются” на нахлыст, и, тем не менее - метод работает. Дальше - больше. Херман продемонстрировал нам набор “мушек”, которыми он пользуется в разных ситуациях. Помимо так называемых “трубок”, предназначенных для глубинной проводки, в коробочке нашлись и такие “мухи”, которые к нахлысту имеют несколько отдаленное отношение. Есть называть вещи своими именами, то это даже не “мухи”, а джиговые приманки: в их головной части имеется свинцовая “блямбочка” массой граммов от пяти и более. Забрасывается такая приманка нахлыстовой снастью (а потому нет никаких препятствий на участках “Fly Fishing Area”), точнее - даже не забрасывается, а всего лишь легким маятниковым движением посылается от силы метров на 5, после чего следует проводка в толще воды или около дна. На первый взгляд, это нахлыст, но по сути - ближе к спиннингу. По словам Хермана, это именно тот метод, что позволяет ловить самых крупных форелей.
От “айсбергов” до “парного молока”.
Если с гидрологией австрийских речек все было более или менее логично, то вот обстановка на озерах, которых в горах великое множество, даже у меня, гидрометеоролога по своей изначальной специальности, вызвали немало искреннего удивления.
Началось все с того, что мы отправились на самое верхнее из запланированных к посещению озер. Час ходьбы от автостоянки по горной тропе, вот мы на высоте 1 800 м над уровнем моря и видим… аккуратное блюдце искрящегося на солнце льда! Озеро полностью закрыто, что на нынешнем спиннинговом слэнге называется “встретить Третьяка”. А на календаре - 18 июня, и температура воздуха даже на этой высоте - плюс 15… Но на наше счастье, буквально в километре от замерзшего озера обнаружилось другое, большей частью свободное ото льда.
Основной обитатель горных озер - альпийский голец, рыба, в общем-то, похожая на ручьевую форель, но все же в чем-то специфичная. За полдня рыбалки нам удалось каждому поймать примерно по десятку гольцов, и я впервые стал участником шоу, когда в условиях очень холодной воды (кое-где еще льдины плавали) лососевая рыба лучше всего брала на поппер! Неплохо работали также и воблеры с мини-”колебалками”, но поппер перебивал все. Плюс еще поклевка на поверхностную приманку и по остроте ощущений, и по дозе адреналина, что вы все и сами, наверное, прекрасно знаете, не имеет себе равных. Короче говоря, рыбалка на горном озере - это был не только полный сюр по антуражу, но и огромный заряд положительных эмоций.
Следующее озеро, на которое мы попали через день, преподнесло новый сюрприз. Хоть оно и лежало на четыреста метров ниже, но это не та разница высот, чтобы можно было ожидать радикальных отличий по впечатлению от водоема. Однако на месте мы увидели купальщиков! И это были отнюдь не “моржи” - ведь, как выяснилось, температура воды в озере было около 20°С!
Столь большая разница по температуре не могла не отразиться на поведении рыбы и ее реакции на приманки. На этом озере и еще на двух других нам приходилось заново подбирать приманки и методы из подачи, что, на мой взгляд, только повышает интерес - такая рыбалка не приедается.
На одном из озер выше всяких похвал сработало итальянское “оружие” - оснастка с поплавком “сбирулино” - на “муху” ли, на “вертушку”, идущую сзади на поводке, форель, как радужная, так и ручьевая, набрасывалась просто-таки с остервенением. Или вот такая хитрая японская приманочка, как миниатюрный спиннер-бейт из ассортимента для так называемой “area fishing” (что фактически и означает - для ловли форели в озерах), она была у форели нарасхват. А вот на другом озере не работало ни то, ни другое, зато успехом пользовались микро-”колебалки”, и особенно - безлопастной воблер Sugar Minnow Lipless от Jackson.
Еще любопытное наблюдение: на большинстве озер (не говоря уж о реках) форели и гольцу было все равно, какой у вас тип лески - моно или “плетенка”. А вот на одном - реальные поклевки начались только после того, когда между плетеным шнуром и приманкой я поставил монофильный поводок…
Еще на одном озере, когда я попытался половить на “сбирулино”, некое зубастое существо перепутало “муху” и этот большой “тонущий поплавок”, оставив на нем явственный отпечаток своих челюстей. Щука вот - та частенько кусает “сбирулино”, но в данном случае речь шла явно не о ней, а о крупной радужке или кумже.
Короче говоря, на альпийских озерах скучно не бывает. Масса новых впечатлений, информации к размышлению и стимулов к поиску нестандартных решений.
Навсегда ли мы отстали от Европы?
В Шладминге есть один полицейский, знаменитый тем, что оштрафовал собственную жену, когда та проехала под запрещающий знак. Тут сразу хочется проводить параллели, и лезут мысли о наших, извините, ментах, которые в числе первых убивают русские реки и озера электроудочкой. Понятно, что далеко-далеко не все сотрудники органов таковы, но как социальное явление эта дикость имеет место.
Австрийцы - пусть и не немцы, в их жилах течет немало непокорной славянской крови, тем не менее, законопослушание здесь, если судить по нашим меркам, близкое к абсолютному. Как следствие, благородная рыба здесь - везде, даже в городской черте. Ведь рыбалка в Австрии, как и в большинстве европейских стран, строго регламентирована, и рыболовы, как местные, так и приезжие, этого регламента четко придерживаются.
В этой связи возникает пара вопросов. Во-первых, что было бы, если б такое количество рыбы, принадлежащей к семейству лососевых, вдруг обнаружилось в речках или озерах России - не где-то у черта на рогах, а в густонаселенном районе? Ответ очевиден - убили бы все подчистую, не прошло бы и нескольких месяцев.
Поэтому второй вопрос: а нельзя ли применить к организации рыбалки в нашей стране австрийскую модель? Боюсь, что прямо сейчас из этого не получится вообще ничего. Здесь и печально знаменитое русское “что охраняешь, то и имеешь”, и наш менталитет в целом.
Попробуйте представить себе вот такое. Озеро с лососевой рыбой. Его не стерегут мордовороты из ЧОПа, за водоемом лишь присматривает интеллигентного вида человек, живущий в домике на берегу, плюс ему в этом деле жена и дочка помогают. Здесь же приезжающие рыболовы покупают лицензии, а по окончании рыбалки отчитываются, сколько и какой рыбы они выловили. Эти данные заносятся в журнал, суммируются, а по прошествии некоторого периода вертолетом (!) на озеро привозят из питомника подрощенную молодь гольца и форели - строго в том количестве, что было выловлено. И ни у кого не возникает ни малейшего желания схимичить - поймать ли втихую рыбы больше положенного, или недозарыбить озеро - ведь каждый малек - он денег стоит. И все получают от рыбалки и всего того, что с ней связано, истинное наслаждение… Конечно же все эти мероприятия а также организация качественного европейского обслуживания накладывают определенные финансовые условия на проведение рыболовного отдыха в этой стране, и наш пытливый искатель спиннингового адреналина может рассчитывать на стоимость от 200 евро в день по системе “все включено”.
Возможно ли у нас что-либо подобное? Ясное дело, что сейчас и в ближайшей перспективе - нет. Хотя сдвиги в сознании, конечно, есть. Достаточно сравнить, как в нашей рыболовной среде относились к принципу “поймал - отпусти” лет 5-7 назад (на того, кто отпускает, смотрели как на идиота), и как относятся сейчас - для многих это стало нормой.
Кроме того, любой потенциальный нарушитель должен быть уверен в неотвратимости сурового наказания. Тут мы, проезжая по берегу очень симпатичной удаленной от города речки, на которой полностью запрещена рыбалка, поинтересовались у Хермана, что будет, если мы все же попробуем половить. “Через 10 минут приедет полиция”, - абсолютно серьезно ответил тот. И штрафы здесь за незаконно выловленную рыбку - это не наши 3~5 МРОТ. Суммы зачастую измеряются четырех - пятизначными числами в евро. А за попытку “договориться” с полицейским - наручники и срок. Поэтому желающих побраконьерить в Австрии мы как-то не заметили…
Несмотря ни на что, у меня есть слабенькая надежда, что “ближайшая перспектива” не растянется надолго. Ну а пока, чтобы половить благородную рыбу в цивильных, но отнюдь не “аквариумных” условиях, нам придется ездить или “на северА” - на дорогущие элитные базы, или же за границу - в ту же Австрию или другую страну, где умеют ценить то, что имеют, - и вообще, и применительно к рыбалке в особенности.
Источник:
Цифровая фоторамка - отличный подарок! Найти ее можно на этом сайте!